Статьи

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ КАК ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВО.

Статья Геннадия Парфёновича Захаренко, кандидата технических наук, действительного члена Европейской Академии Естественных наук опубликована в научно-практическом журнале для врачей "Пятиминутка" №5 (50) 2018.


ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ КАК ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВО.


Известно, что любое наше впечатление, переживание, или конкретное движение оставляют определенный след, который может сохраняться в течение небольшого промежутка времени или достаточно долго, а при надлежащих условиях — проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью обычно понимают запись (запечатление), сохранение и последующее воспроизведение следов прошлых знаний или опыта, позволяющее накапливать данные, не теряя при этом прежних знаний, навыков, сведений и фактов.


Память — это сложный психический процесс, который состоит из нескольких подпроцессов, связанных друг с другом. Психологическая наука ставит перед собой ряд очень важных и сложных задач, в т.ч. изучение механизма, как запечатлеваются следы, каковы физиологические приспособления этого процесса, какие приемы позволят увеличить объем запечатлённых данных.

Память в разнообразных формах и видах присуща всем высшим животным. Эту способность к памяти и обучению все животные наследовали у своего общего предка. Предполагается, что он жил около 600 миллионов лет назад.


В науке и в практических исследованиях в последние годы обнаружено, что памятью обладают не только человек и животные, но и растения, и даже вода. Возможно, наиболее развитый уровень памяти и характерен для человека, однако есть исследования, которые показывают, что у человека в этом направлении есть конкуренты, например, дельфины, обезьяны!


Память человека — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Таким образом память человека представляет собой психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Именно благодаря этим операциям обеспечивается сохранение человеческих знаний и практического опыта.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Из истории проведенных исследовании данной темы известно, что изучение памяти началось еще в древности и было связано с обучением. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки. В Древней Греции, например, считалось, что знания попадают в голову человека в виде некоторых материальных 'частиц, оставляют отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно воску или глине. Позднее Р.Декарт, автор «гидравлической» модели нервной системы, высказывает идею о том, что регулярное применение одних и тех же нервных волокон (пустотелых трубок) снижает их сопротивление движению «жизненных духов». Это, в свою очередь, приводит к образованию запоминания. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются.


Затем в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г.Эббингауз выдвигает метод изучения законов «чистой памяти». Он предложил прием, с помощью которого можно было изучать законы «чистой памяти», независимые от деятельности мышления, — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые запоминания материала. Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, который применил эти приемы к анализу запоминания у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э. Мюллера, фундаментальное исследование которого было посвящено главным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.


С развитием объективного исследования поведения животного сфера изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи, и условия, которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.


Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость за-поминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.


И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление^ сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности, с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем.


КАК ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВО

В человеческом мозге около миллиона километров связей. Можно легко себе представить физическую модель: у нас миллион тончайших проводов, находящихся в голове. Естественно, возникает вопрос, каким об разом при огромнейшем числе комбинаций мозг за доли секунды извлекает необходимую нам информацию: даты, факты, формулы, стихи и т.п. Очевидно, что ни один современный компьютер, ни одна вычислительная система и даже интернет не могут это обеспечить. Понятно, что система поиска конкретной информации совершенно иная. В такой непостижимой по объему базе данных для понимания мозг «умудряется» в этой базе данных найти такие мелочи как, например, один символ, один иероглиф, одну картинку, и также целый массив данных, состоящий из многочисленных цифр или образов. Причём, нам кажется, что это происходит мгновенно.


«Между пространством и временем...одна вещь...она не до конца понятна. Мозговые закономерности — они и отражают картину мира, и отражаются в картине мира. Но вот в мозгу время преобразуется в пространство. На клетках мозга записывается очень многое, что дальше оказывается прошлым, и оно оказывается в распределенном пространстве мозга, но временная структура возможна при воспроизведении, любая, в том числе и, оказывается, возможен уход в прошлое. Вы дальше и дальше «копаете», доходите до своего детства по пространству мозга». Это цитата из книги Бехтеревой Натальи Петровны «Магия мозга».


Первое открытие, которое сделала Наталья Петровна Бехтерева: «В мозгу работают жёсткие и гибкие звенья».


Так, например, было установлено, что особенно прочно запоминаются те события, которые произвели на человека сильное впечатление. Подобная информация за-поминается практически мгновенно и надолго. Менее существенные для человека данные (даже если они более сложны по своему содержанию) в памяти, как правило, надолго не сохраняются.

Таким образом, Г.Эббингауз впервые использовал для изучения памяти экспериментальный метод. Начиная с конца 19-го века, и позже процесс памяти пытаются интерпретировать по аналогии с функционированием таких устройств, как телефон, магнитофон, электронно-вы-числительная машина и др. По аналогии с современными технологиями здесь имеет место классификация памяти компьютера.


В современной научной школе при анализе механизмов запоминания используются биологические аналогии. Так, например, некоторым видам памяти приписывается молекулярная основа: процесс запечатления информации сопровождается увеличением содержания в нейронах головного мозга нуклеиновых кислот.


ВИДЫ ПАМЯТИ

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии стремя основными критериями:

• по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

• по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

• по продолжительности закрепления и сохранения материалов в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.


Непосредственный отпечаток сенсорной информации

Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1 -0,5 с. Для эксперимента — закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.


Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.


Долговременная память

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая — из нескольких единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов, и каждый из них способен удерживать существенное количество информации. Причем, оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.


Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому поиск сопряжен с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро.


Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьировать от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем кое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.


Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».


Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги, основана на эмоциональной памяти.


Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.


Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.


Произвольная и непроизвольная память

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, а в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память, вместе с тем, представляют собой две последовательные ступени раз-вития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.


Все виды памяти тесно связано между собой. Пользуясь несколькими видами памяти одновременно, мы улучшаем качество сохраненной и воспроизводимой информации. Существуют специально разработанные методики улучшения памяти. Многие из них применяются у детей в учреждениях образования. Каждый человек при желании может улучшить свою память при помощи различных упражнени

Геннадий Захаренко «Тайм-менеджмент»

 «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Закончились деньги? Нужно взять в долг или заработать еще.

Проблемы со здоровьем? Необходимо сходить к врачу или съездить подлечиться в санаторий.

Не хватает времени? А вот это уже проблема посложнее, ведь время ни занять, ни купить, ни заработать, к сожалению, нельзя. Единственный выход — научиться более грамотно распоряжаться тем временем, которое имеется.

Научить читателей эффективно управлять временем — вот главная задача Геннадия Захаренко, автора книги «Тайм-менеджмент». Именно этой книге и приведенным в ней советам и будет посвящена данная статья.

Лучшие результаты. Секреты достижения

Как вы думаете, с чего начинается достижение любой цели? А начинается оно с мечты. Хотите чего-то достигнуть? Мечтайте, это пойдет только на пользу. Конечно, мечтать сутки напролет, надеясь, что вот-вот приплывет Золотая рыбка или прилетит волшебная Жар-птица, не стоит — это глупо. Мечта, в первую очередь, должна быть реальной. А вот помечтать минут 20 перед сном — это неплохо. Но помните, мечта — это только первый шаг, а чтобы пройти весь путь, придется потрудиться.

Геннадий Захаренко утверждает, что осуществление замыслов проходит в 7 этапов.

1. Формулирование мечты.

2. Постановка цели.

Цель — это то состояние или тот результат, к которому стремится человек. Достижение цели требует некоторых затрат, причем они могут быть как физическими, временными или моральными, так и материальными.

3. Разработка стратегии.

Стратегия — лучший «путь» для достижения цели.

4. Практические действия.

Разработали стратегию? Немедленно приступайте к выполнению первого шага.

5. Непрерывный контроль.

Постоянно анализируйте свою деятельность на каждом из этапов (шагов). Отслеживайте, удалось ли вам достигнуть промежуточных целей, удачно или неудачно прошли намеченные мероприятия.

6. Подведение окончательных и промежуточных итогов.

Успехом или провалом завершилось конкретно взятое действие? Удалось ли вам полностью достичь желаемого?

7. Постановка новых целей либо коррекция текущих.

Если предыдущие цели достигнуты, значит нужно ставить перед собой новые. Если достичь предыдущих целей не удалось (полностью или частично), следует разобраться в причинах неудачи и в зависимости от результатов, либо заменить цели, либо внести коррективы в имеющиеся.

Сам себе управляющий

Хотите управлять своей жизнью, а соответственно и своим временем? Следуйте следующим советам.

• Верьте, что у вас все получится. Помните, ваш мозг — хорошо отлаженный механизм, при правильном настрое в нем запускается «программа поиска достижения целей».

• Не сомневайтесь в собственных силах. Если вы не поверите в себя, то и другие не поверят в вас.

• Действуйте последовательно. Шагайте к цели настойчиво и непрерывно.

• Трудитесь, не жалея сил. Кропотливая работа почти всегда вознаграждается. Чем больше усилий вы прикладываете, тем активнее продвигаетесь к цели.

• Не бойтесь проблем. Будьте готовы к тому, что на пути вас ждут неудачи и разочарования. Не сдавайтесь и не поворачивайте назад.

• Не жалейте себя. Вместо того чтобы тратить время на сочувствие к самому себе, потратьте его на анализ неудач.

• Не повторяйте свои ошибки дважды. Ошиблись? Не страшно, но только в том случае, если эта ошибка стала для вас уроком.

• Смотрите на все оптимистично. Оптимизм помогает продвигаться вперед.

• Следите за своим внешним видом, мимикой, жестами. Соблюдайте этикет и в любой ситуации «держите лицо».

• Занимайтесь нетворкингом. Постоянно расширяйте круг своих знакомств, ведь никогда не знаешь, чья помощь может понадобиться.

• Соблюдайте пунктуальность. Не тратьте время окружающих: не опаздывайте на встречи и собрания, приходите вовремя на работу.

• Гордитесь своими достижениями.

• Разработайте систему самомотивации. Награждайте себя за удачно реализованные задачи.

• Стремитесь к высоким результатам, но при этом не забывайте, что совершенное выполнение задач требуется далеко не всегда.

• Помните, что незаменимых людей не бывает. Уважайте окружающих, ведь даже лучших специалистов могут уволить за неадекватное поведение.

• Не бойтесь «высоких» целей. Чем выше поставленная цель, тем выше будет результат, который вы покажете при ее достижении.

• Работайте себе в удовольствие. Работа «из-под палки» редко приносит достойные результаты, старайтесь, чтобы то, чем вы занимаетесь, было в радость.

Планирование. Интересные идеи

Существует множество методов планирования. Вот некоторые из них.

Метод «шести задач».

Данный метод был разработан экспертом по личной эффективности Айви Ли. Он состоит из 7 шагов. За разработку метода «6 задач» Айви Ли получил 25 тысяч долларов от президента крупной американской компании по словам которого, этот метод оказался наиболее эффективным из всех ему известных.

Шаг 1. Составьте список дел, которые хотите выполнить в ближайшее время.

Шаг 2. Отметьте 6 наиболее важных на ваш взгляд задач (задач, выполнить которые нужно уже завтра).

Шаг 3. Перепишите 6 выбранных задач на чистый листок: от более важной к менее.

Шаг 4. Уберите листок и не доставайте его до утра.

Шаг 5. Утром возьмите листок, прочитайте дело №1 и тут же начинайте его выполнять.

Шаг 6. Только закончив дело №1, приступайте к делу № 2. Аналогично поступайте со всеми делами в списке.

Шаг 7. Разобравшись с последним делом в списке (делом №6), начните процедуру заново с шага №1.

Правило 60/20/20

Данное правило гласит, что время планирования следует распределять следующим образом:

• 60% времени следует оставлять для дел первой и второй степени важности (А и В);

• 20% времени следует выделять на коллективные дела, на передачу полномочий и контроль за качеством и своевременностью выполнения задач;

• 20% времени нужно оставлять на непредвиденные дела (срочные звонки, неожиданных посетителей и т. д.).

Хотите чтобы планирование принесло результаты? Выполняйте ежедневно не менее одного дела из разряда «мне с ним точно не справиться».

Помимо всего вышеперечисленного, Геннадий Захаренко рассказывает в книге «Тайм-менеджмент» о наиболее эффективных приемах управления временем, о том, как не терять ни одной минуты понапрасну, как рассчитать стоимость своего времени и, наконец, подсказывает, как создать собственную систему тайм-менеджмента.

Если вы занимаетесь изучением тайм-менеджмента давно, то вряд ли найдете в данной книге что-то новое, но скорее всего, ее содержимое поможет упорядочить уже имеющиеся знания. Если же вы только начинаете постигать науку управления временем, то данная книга наверняка будет вам полезна.